+A A -A
Қазақша Русский

Для родителей

Какие игры развивают мышление ребенка

Доказывая значение игры для развития, Л.С. Выготский говорит, что в игре ребенок оперирует смыслами вещей, а не самими вещами.

Важно помнить, что во всех случаях игра является не средством обучения, а видом деятельности ребенка, а значит предполагает его активность, самостоятельность и инициативность. Взрослый может стимулировать игру, участвовать в ней, но не руководить ей и не контролировать действия детей.

Для развития мышления можно самим придумывать разные игры с учетом интересов и энтузиазма у детей.

Игры-упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

  • описание объекта, предмета;
  • «а что если…?» ;

Игры-упражнения на развитие абстрактного мышления:

  • прочитай слова наоборот;
  • «что не подходит по смыслу ?»;
  • «назови ключевое слово в группе слов ?»;
  • назови как можно больше слов на редкую букву;
  • «назови отличия между явлениями/предметами»;

Для каждого упражнения вы можете задавать свои условия или полностью модифицировать задания. Примените немного фантазии — и вы сможете составить целый сборник своих игр.

Игры-упражнения на развитие наглядно-действенного мышления:

  • собирание конструкторов;
  • собирание пазлов;
  • разгадывание головоломок;
  • лепка;
  • вопросы по любопытным картинкам (например, «в какую сторону едет автобус?» или «что лишнее?» и др.) ;

Для малышей можно предложить:

  • придумать и рассказать историю по сюжетной картинке;
  • «что каким бывает?» и когда ребенок освоится в этой игре, попросите его самого задавать вам вопросы;
  • «данетки»;
  • «ситуативные данетки»;
  • «что лишнее?»;
  • «бывает и не бывает»;
  • «скажи наоборот»;
  • «найди похожее»;
  • загадки;
  • «угадай по описанию» и многое др.

Рекомендации психолога

Рекомендации психологаВ первую очередь следует сохранять и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала занятий, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу.

Во время вынужденного нахождения дома Вам и ребенку важно оставаться в контакте с близким социальным окружением (посредством телефона, мессенджера), однако необходимо снизить общий получаемый информационный поток (новости, ленты в социальных сетях), это поможет снизить уровень тревоги. При общении с близкими старайтесь не центрироваться на темах, посвященных коронавирусу, и других актуальных ситуациях в мире, вызывающих тревогу.

Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома — не «наказание», а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел.

Родителям необходимо:

  1. Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию.
  2. Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (но не навязывать) перспективы будущего совместно с ребенком. Обычный разговор по душам способен заставить ребенка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно (если он переживает, что не может посещать сад, школу, кружки).
  3. Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию — через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома или на улице; душевные переживания — через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение).
  4. Поощрять физическую активность ребенка. Стресс — это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: уборка по дому, физические упражнения, пение, танцы… Старайтесь не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с ним, каким активным занятием он хотел бы заниматься.
  5. Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка (рисование, лепка, конструирование и др.), все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение — через работу воображения ребенок отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.
  6. Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах). Приятные обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «я нужен кому-то», являются дополнительным ресурсом для совладения с возможным стрессом.
  7. Поддерживать семейные традиции. Важно, чтобы хорошая семейная традиция была интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи.
  8. Чаще давайте ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, общение и т. д.).

Рекомендации психолога Рекомендации психолога Рекомендации психолога

Видеолекция для родителей «Создание психолого-педагогических условий для развития детей раннего возраста»

Часто задаваемые вопросы родителей

  1. Моему ребенку в ноябре исполнится 6 лет, обязан ли он идти в 1 класс 1-го сентября?
  2. Моему ребенку 6 лет, но он не знает буквы, примет ли его школа?
  3. В каком возрасте ребенок должен пойти в 1 класс?
  4. Какие требования предъявляет школа при приеме в 1 класс к подготовке детей?
  5. Действительно ли, что при поступлении в школу ребенок должен уметь читать и писать?
  6. Где можно подготовить детей к обучению в школе?
  7. По возрасту мой ребенок 1-го сентября должен пойти в 1 класс, но он недостаточно подготовлен, что мне делать?
  8. Я многодетная мама, не могу позволить подготовку ребенка в школу на платной основе, какой совет мне можете дать?
  9. Мой ребенок с особыми образовательными потребностями, какие документы мне необходимо собрать, для поступления в 1 класс?
  10. Что бы Вы посоветовали для того, чтобы ребенок не уставал при подготовке руки к письму ?

Ответы на часто задаваемые вопросы родителей

  1. В новом учебном году дети пойдут в 1 класс с шести лет.
  2. По желанию родителей в школу принимаются дети, которым в текущем году исполнится шесть лет.
  3. В 1 класс примут всех детей без исключения, независимо от предшкольной подготовки.
  4. При поступлении в 1 класс никакие требования детям не предъявляются. Главное, чтобы у ребенка было желание учиться, общаться со сверстниками.
  5. Нет, в 1 класс примут всех детей без исключения, на какой бы стадии предшкольной подготовки они не находились.
  6. Подготовка детей к обучению в школе осуществляется в семье, дошкольных организациях, предшкольных классах общеобразовательных школ и на краткосрочных курсах «Малышкина школа» при организациях образования.
  7. Если Вы считаете, что Ваш ребенок не готов к школе, не стоит переживать. В 1 класс примут всех детей без исключения, на какой бы стадии предшкольной подготовки они не находились.
  8. На сегодняшний день при организациях образования открываются «Малышкины школы» для подготовки детей к поступлению в 1 класс.
  9. Дети с особыми образовательными потребностями, с учетом заключения ПМПК, будут приняты в 1 класс.
  10. Для развития мелкой моторики рук в домашних условиях, ребенку предлагают раскрашивать, лепить, вырезать, составлять мозаику и т.д.

Программа для родителей, имеющих детей дошкольного возраста, неохваченных дошкольными организациями

Яндекс.Метрика